Подготовка детей к школе

 

"А вам пора в школу?"

Зрелая личность

Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Для одних детей оно выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживает портфель, форма, учебники, красивые письменные принадлежности.  Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика у таких детей не перерастает в интерес к получению знаний, а это сразу отражается на оценках. Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что , н-р, упражнения по чистописанию  не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют интерес к учению.

 

Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

1.     Мотивационная готовность

Возьмите несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них не больше минуты, потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформированной личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше, малыш , который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру. Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься, писать и читать. Дети с  несформированной учебной мотивацией, скорей всего, выберут роль учительницы, будут играть в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.

 

2.     Волевая готовность

Не всегда уроки в школе вызывают искрений интерес ребенка.  Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю – ему понадобиться умение  подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.

Волю можно тренировать в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок ( это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо выполнять правила. По  мере развития  в игре восприятия, памяти , мышления будут удаваться все новые задания. Он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т. е. мотивом сначала станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться  самому факту выполненного  задания – это и есть зарождение познавательного интереса.

 

3.     Интеллектуальная готовность

Это  определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен  уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные  признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.

Попробуйте сами оценить механическую память ребенка. Четко выговаривая слова., произнесите бессмысленный набор из 10 слов, затем попросите ребенка повторить слова, которые он запомнил. По средним показателям  для механической памяти детей,  с первого раза малыш воспринимает не более 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через час забывает не более двух слов. Если ваши результаты хуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минуту.  Чтобы подтянуть логическую память , назовите несколько слов, объединенных логической связью (река – море – океан, женщина – мужчина)  предложите ребенку запомнить 5-6 цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово и попросите вспомнить остальные слова.           Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на основные признаки, почаще просите его  рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем мультфильм.  Способность обобщать хорошо тренировать в игре «Четвертый лишний»  - берете 4 картинки,  н-р шкаф, стул, кресло, тарелка, ребенок должен убрать лишнюю и аргументировать свой ответ. Память , как и внимание, можно тренировать на прогулке. Проходя мимо чего- то попросите ребенка рассказать, что он запомнил.  Игра  «Найди 10 отличий» также подходит для развития памяти.

 

4.     Психологическая готовность

Эта  процедура диагностики проводиться психологом. По его итогам в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше подготовить ребенка.

Главное для подготовки к школе – сформировать и постоянно поощрять познавательный интерес. Только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления,  памяти, внимания.  И  тогда учеба на протяжении многих лет станет для ребенка источником радости.

 

 

Мудрые советы

 (Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех»)

·       Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

·       Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

·       Не дерись без обиды.

·       Не обижайся без дела.

·       Сам ни к кому не приставай.

·       Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

·       Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

·       Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся.

·       Не ябедничай.

·       Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

·       Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

·       И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.

·       Иди в школу, и пусть она будет тебе в радость, а я буду ждать тебя и  думать о тебе.

·       Дорогу переходи внимательно, не торопись.

 

 

 Рекомендации родителям

1.     Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.

2.     Рисуйте узоры, дорисовывайте их до узнаваемого рисунка или смешного.  Малыш научится видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет его воображение.

3.     Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши можно менять: то толстый, то тонкий.

4.     Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные, затем мелкие.

5.     Затем закрашивайте рисунки, чтобы кисточка оставляла тонкую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.

6.     Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать. Это тренирует локоток и терпение, поможет ровно держать спину во время письма за партой.

7.     Лепите из пластилина – это тренирует пальчики.

8.      Вырезайте ножницами по контуру и на глаз.

9.     Купите перьевую ручку и пишите все, что захочется ( шариковая ручка напрягает мышцы кисти).

10.   Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.

11.  Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, головоломки, находите сходство и различие в картинках. Это поможет развить логическое мышление.

12.  Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения