"Я с удовольствием играю"
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь - играть.
А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый. По мнению ученых, игра — это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человечества, тем роль игры объемнее и важнее.
Почему? А вот подумайте сами. К моменту рождения вашего малыша человечество придумало столько слов на разных языках, столько всевозможных вещей, машин, агрегатов, люди столько всего узнали и открыли, а отношения между ними так усложнились, что осваивать это становится все сложнее и сложнее, и каждому новому поколению требуется все больше времени на присвоение опыта человечества. Представляете, как трудно взрослеть нынешнему малышу!
Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Может слетать к звездам, опуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову... «Только понарошку», - возразите вы. Да, понарошку. Но в игре по-настоящему работают воображение, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).
И не «понарошку», а по-настоящему малыш переживает события, которые лежат в основе его игры. Это формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрослым важно увидеть в игре личность малыша: заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец».
Своеобразным языком, говорящим об этом, и является игра. Для ребенка она наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.
Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития.
А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.
Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.
Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом.
Взрослому не следует злоупотреблять готовыми образцами решения, полезнее вызвать ребенка на самостоятельное придумывание содержания игры и способов выполнения роли. Ведь хозяином положения в игре всегда должен быть ваш малыш.
Но прежде чем в игре появятся роли (мамы, врача и т. д.), она должна пройти достаточно сложный путь развития.
На втором и третьем году жизни ребенка перед взрослыми встают задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни. Теперь ему интересно не просто катать машину или коляску, а сажать куклу или зайчика и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в постель, баюкать, причесываться самому и причесывать игрушки расческой, есть самому и кормить ложкой куклу и т. п.
Ребенок подражает действиям взрослых. К концу второго - началу третьего года жизни он уже берет на себя определенную роль в игре, но не заявляет о ней. Отдельные бытовые сценки переплетаются с ситуациями вымышленными, иногда сказочными, но в основе их всегда лежит собственный детский опыт. Вы без труда узнаете, как мальчик копирует в игре отца, как девочка выразительно передает типичные жесты и интонацию мамы, старшей сестры.
Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно - отобразительной игры. Ребенок на верном пути познания, ведущем от мира вещей к миру людей.
Сначала сюжетно - отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу), а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие (кормит, моет посуду, одевает куклу на прогулку и т. д.). Однако развитие игры не сводится только к этому.
Очень важно, чтобы ребенок сам ставил игровую задачу, определял содержание предстоящего игрового действия: накормлю куклу кашей, уложу спать и т. п. Полезно, когда малыш самостоятельно находит необходимые для этих действий игрушки или предметы, заменяющие их (палочка — термометр, кубик — мыло и т. п.). Тогда ребенок сможет сам занять себя в игре. Самодеятельный характер игры служит основой для ее дальнейшего развития.
Что же должны делать взрослые, чтобы сюжетно-отобразительная игра развивалась в таком направлении?
Необходимо создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира: через наблюдение действий взрослых, явлений природы, повадок животных. Всячески поддерживайте такие наблюдения, поощряйте высказывания ребенка по поводу увиденного. Не спешите, не торопите его, не тяните за руку... Постойте тихо, не мешайте его созерцанию. Уважайте интерес ребенка. Привлекайте внимание малыша к действиям взрослых, которые могут быть интересны ему, предложите принять посильное участие в этих действиях (разложить ложки на столе вместе с мамой и др.). Это повлечет за собой и появление соответствующих по содержанию игр.
Вообще следует привлекать малыша в доступной форме к равноправному участию в повседневных делах, которыми занимаются взрослые. Например, бабушка стирает платье внучке, а рядом в маленьком тазике внучка стирает платье своей кукле. Обе увлечены, довольны, улыбаются, разговаривают со знанием дела: не остыла ли вода, достаточно ли мыла, чисто ли выстирано платье и др.
В такой семье детям спокойно и уютно. Активно действуя, они узнают многие свойства предметов, их назначение, упражняются в простых трудовых действиях, испытывают огромное удовольствие от полученных результатов, становятся более ловкими и умелыми. Все, с чем малыши познакомились в жизни, они отображают в игре, дополняя ее содержание новыми сведениями, полученными из книг, телепередач, разговоров со взрослыми, наблюдений. В игре заложены большие возможности для творческого воспроизведения разных событий.
Постарайтесь обогащать малыша новыми впечатлениями. Подберите нужные предметы игрушки, подчеркивайте, кто и что делает: шофер везет пассажиров в автобусе, грузы в машине; папа чинит стул, утюг; мама готовит обед, шьет платье, штанишки; строитель строит дом; доктор лечит больных.
Многие родители ошибочно считают никчемными и даже вредными для своего малыша различные палочки, камешки, пробки. Зачем нужен весь этот «мусор», если есть настоящие игрушки или вещи? А необходим он для развития фантазии, творчества вашего ребенка, для того, чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное, непривычное решение проблемы. Чем больше «игрушечных» трудностей малыш преодолеет, испытав при этом настоящее удовольствие, тем богаче будет его опыт творчества, которым он уверенно, находчиво и в различных ситуациях сможет воспользоваться во взрослой жизни.
Как знать, возможно, беспомощные взрослые, которые брюзжат по любому поводу и считают себя неудачниками, просто не доиграли в детстве. Или их игру безжалостно прерывали, считая ее несерьезным времяпрепровождением, не давая решить до конца ни одну игровую задачу и подавляя инициативу ребенка своим авторитетом и тоном, не терпящим возражений. Выросший в такой обстановке ребенок во взрослой жизни уже не сможет и не захочет принимать решения и делать что-то самостоятельно.
Взрослому следует очень бережно относиться к игре ребенка, помня, какой это важный процесс для становления, будущего человека. Ведь никому не придет в голову прервать выступление скрипача насильно предлагаемой тарелкой борща, в которой он, возможно, и нуждается. А игру детей прерывают не задумываясь. А ведь можно накормить ребенка и, не прерывая игры, а наоборот, разнообразив ее.
Чем меньше малыш, тем большая помощь от взрослых ему требуется в игре. Становясь старше, ребенок нуждается в более тонком вмешательстве в его игру. Малыш, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым.
Результатом развития игры к концу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль.