Игры с удовольствием

 

"Я с удовольствием играю"

    

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь - играть.

 А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый. По мнению ученых, игра — это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человече­ства, тем роль игры объемнее и важнее.

Почему? А вот подумайте сами. К моменту рождения вашего малыша человечество придума­ло столько слов на разных языках, столько всевозможных вещей, машин, агрегатов, люди столько всего узнали и открыли, а отно­шения между ними так усложнились, что осваивать это становится все сложнее и сложнее, и каждому новому поколению требуется все больше времени на присвоение опыта человечества. Представ­ляете, как трудно взрослеть нынешнему малышу!

     Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он мо­жет все. Может слетать к звездам, опуститься на дно океана, сде­лать операцию, подоить корову... «Только понарошку», - возрази­те вы. Да, понарошку. Но в игре по-настоящему работают вообра­жение, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отно­шения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).

     И не «понарошку», а по-настоящему малыш переживает собы­тия, которые лежат в основе его игры. Это формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрослым важно увидеть в игре личность малыша: заботливая ли «мама», внима­тельный ли «врач», вежливый ли «продавец».

     Своеобразным языком, говорящим об этом, и является игра. Для ребенка она наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.

     Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития.

     А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.

     Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

     Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взросло­го: они не будут играть с ним, если   почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом.

Взрослому не следует злоупотреблять готовыми образцами решения, полезнее вызвать ребенка на само­стоятельное придумывание содержания игры и способов выполне­ния роли. Ведь хозяином положения в игре всегда должен быть ваш малыш.

      Но прежде чем в игре появятся роли (мамы, врача и т. д.), она должна пройти достаточно сложный путь развития.

      

     На втором и третьем году жизни ребенка перед взрослыми встают задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года на­чинают переходить от действий, основанных на свойствах пред­метов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ре­бенка сюжетов из жизни. Теперь ему интересно не просто катать машину или коляску, а сажать куклу или зайчика и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в постель, баюкать, причесываться самому и причесывать игрушки расческой, есть самому и кормить ложкой куклу и т. п.

      Ребенок подражает действиям взрослых. К концу второго - началу третьего года жизни он уже берет на себя определенную роль в игре, но не заявляет о ней. Отдельные бытовые сценки пе­реплетаются с ситуациями вымышленными, иногда сказочными, но в основе их всегда лежит собственный детский опыт.   Вы без труда узнаете, как мальчик копирует в игре отца, как девочка вы­разительно передает типичные жесты и интонацию мамы, старшей сестры.

     Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале ста­новления сюжетно - отобразительной игры. Ребенок на верном пути познания, ведущем от мира вещей к миру людей.

Сначала сюжетно - отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу), а затем из несколь­ких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие (кормит, моет посуду, одевает куклу на прогулку и т. д.). Одна­ко развитие игры не сводится только к этому.

      Очень важно, чтобы ребенок сам ставил игровую задачу, определял содержание пред­стоящего игрового действия: накормлю куклу кашей, уложу спать и т. п. Полезно, когда малыш самостоятельно находит необходи­мые для этих действий игрушки или предметы, заменяющие их (палочка — термометр, кубик — мыло и т. п.). Тогда ребенок смо­жет сам занять себя в игре. Самодеятельный характер игры слу­жит основой для ее дальнейшего развития.

      Что же должны делать взрослые, чтобы сюжетно-отобрази­тельная игра развивалась в таком направлении?

      Необходимо создавать условия для наглядного познания ма­лышом окружающего мира: через наблюдение действий взрослых, явлений природы, повадок животных. Всячески поддерживайте такие наблюдения, поощряйте высказывания ребенка по поводу увиденного. Не спешите, не торопите его, не тяните за руку... По­стойте тихо, не мешайте его созерцанию. Уважайте интерес ребен­ка. Привлекайте внимание малыша к действиям взрослых, кото­рые могут быть интересны ему, предложите принять посильное участие в этих действиях (разложить ложки на столе вместе с ма­мой и др.). Это повлечет за собой и появление соответствующих по содержанию игр.

       Вообще следует привлекать малыша в доступной форме к рав­ноправному участию в повседневных делах, которыми занимаются взрослые. Например, бабушка стирает платье внучке, а рядом в маленьком тазике внучка стирает платье своей кукле. Обе увлече­ны, довольны, улыбаются, разговаривают со знанием дела: не остыла ли вода, достаточно ли мыла, чисто ли выстирано платье и др.

      В такой семье детям спокойно и уютно. Активно действуя, они узнают многие свойства предметов, их назначение, упражняются в простых трудовых действиях, испытывают огромное удовольст­вие от полученных результатов, становятся более ловкими и уме­лыми. Все, с чем малыши познакомились в жизни, они отображают в игре, дополняя ее содержание новыми сведениями, полученными из книг, телепередач, разговоров со взрослыми, наблюдений. В иг­ре заложены большие возможности для творческого воспроизведе­ния разных событий.

      Постарайтесь обогащать малыша новыми впечатлениями. Под­берите нужные предметы игрушки, подчеркивайте, кто и что де­лает: шофер везет пассажиров в автобусе, грузы в машине; папа чинит стул, утюг; мама готовит обед, шьет платье, штанишки; строитель строит дом; доктор лечит больных.

       Многие родители ошибочно считают никчемными и даже вред­ными для своего малыша различные палочки, камешки, пробки. Зачем нужен весь этот «мусор», если есть настоящие игрушки или вещи? А необходим он для развития фантазии, творчества вашего ребенка, для того, чтобы найти выход из любой ситуации, нестан­дартное, непривычное решение проблемы. Чем больше «игрушеч­ных» трудностей малыш преодолеет, испытав при этом настоящее удовольствие, тем богаче будет его опыт творчества, которым он уверенно, находчиво и в различных ситуациях сможет воспользо­ваться во взрослой жизни.

        Как знать, возможно, беспомощные взрослые, которые брюз­жат по любому поводу и считают себя неудачниками, просто не до­играли в детстве. Или их игру безжалостно прерывали, считая ее несерьезным времяпрепровождением, не давая решить до конца ни одну игровую задачу и подавляя инициативу ребенка своим авто­ритетом и тоном, не терпящим возражений. Выросший в такой об­становке ребенок во взрослой жизни уже не сможет и не захочет принимать решения и делать что-то самостоятельно.

        Взрослому следует очень бережно относиться к игре ребенка, помня, какой это важный процесс для становления, будущего чело­века. Ведь никому не придет в голову прервать выступление скри­пача насильно предлагаемой тарелкой борща, в которой он, воз­можно, и нуждается. А игру детей прерывают не задумываясь. А ведь можно накормить ребенка и, не прерывая игры, а наоборот, разнообразив ее.

        Чем меньше малыш, тем большая помощь от взрослых ему тре­буется в игре. Становясь старше, ребенок нуждается в более тон­ком вмешательстве в его игру. Малыш, овладевший самостоятель­ной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым.

          Результатом развития игры к концу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно ото­бражать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль.

 

Дата последнего обновления страницы 29.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения