Знакомит воспитатель

 

 Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет

Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и лично­стной сферы ребенка. Именно в этот период в ребенке закладыва­ются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребенка, «Я»-позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную ин­формацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяется его кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где четко, научно, доступным для ребенка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребенок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растени­ях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным (особенно чувствитель­ным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для их развития используется более усложненный игровой материал (палочки Кю-изнера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм», «Колумбо­во яйцо», развивающие игры Воскобовича и др.), он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ре­бенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важ­ным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ори­ентируясь на цвет, форму, величину.

Развитию элементарных логических представлений способ­ствуют игры и упражнения с использованием различных логи­ческих таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное вос­приятие и мышление ребенка.

Варианты игр на развитие элементов логического мышления

«Четвертый лишний». На картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один - лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и обосновать, почему он лиш­ний. Ребенку необходимо одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае пассажирский транспорт). И таких кар­тинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, свя­занных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже - то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую за­кономерность и обосновать свой выбор.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение - сим­волы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок дол­жен вспомнить последовательность и воспроизвести таблицу так, как должно быть.

В таких играх на развитие памяти прослеживается и личност­ный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы, и задача родителей или педагога выработать у ребенка стремление победить. Важно, чтобы ребенок знал: «Я могу!».

Один из основных аспектов в развитии детей 5-6 лет - это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на расширение кругозора ребенка, дадут хороший результат. Не следует отвечать на вопросы ребенка однослож­но - «да» или «нет». Отвечайте развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать: «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обо­снуй».

У детей в голове много неосознанной информации, порой об­общить ее они не могут. И задача взрослых - им в этом помочь.

Важным показателем возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически от­носиться к некоторым своим недостаткам, могут давать лично­стные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения взрослый — взрослый или взрослый - ребенок. Но родители про­должают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. Следует беречь психику детей.

Дата последнего обновления страницы 29.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения